МБОУ"Жердевская СОШ №2"
с.Туголуково Жердевский район Тамбовская область
  • Статья на тему « Роль уроков литературы в становлении личности ребенка»

    Автор: Автор статьи Хворостова Раиса Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Жердевская СОШ №2
    Статья на тему « Роль уроков литературы в становлении личности ребенка»

    Я часто размышляю над вопросом: «Какую роль играет литература в становлении личности моих учеников и, прежде всего, классическая литература сегодня?» Сегодня, когда произошла смена ценностных ориентиров, повлекших за собой нарушение духовного единства общества, деформацию общепринятых моральных норм и нравственных законов. Пугающее падение нравственности, рост насилия и преступности, свидетелями которых мы являемся постоянно, буквально захлестнуло общество

    Как уберечь молодое поколение от всего этого? На мой взгляд, дать молодежи «внутренний регулятор», внутренний стержень – нравственную основу мировоззрения могу могут уроки истории и литературы. История обобщает опыт человечества, а уроки литературы воспитывают личность, оказывает влияние на формирование ее духовного мира, потому что погружение в художественную литературу – это погружение в самого себя. А «путь к себе», а «путь в себя» - это, одновременно, и путь в мир, окружающий человека. Это великая гармония человека, мира, Бога.

    Русская классическая литература всегда отличалась обостренным вниманием к духовному миру человека. Учила быть внимательнее к человеческой душе. Восхищение человеком и душевная боль при виде его пороков, желание видеть его творцом. а не разрушителем, призыв к гармоничным отношениям между людьми, людьми и природой – вот ее гуманистический принцип. Думаю, не стоит напоминать, какой нравственный потенциал заложен в произведениях Пушкина, Лермонтова, Толстого, Чехова, Булгакова, Вампилова и др.

    Иногда говорят, что идеалы русской классики слишком далеки от современности и недоступны нашим ученикам. А я, слыша такие слова, вспоминаю уроки литературы с моими учениками. А их было очень много за мои 40 лет педагогической деятельности. Отчетливо помню звонкие юношеские и девичьи голоса, спорящие о том, что «Правда ли, что страдания возвышают душу?», «Дневник Печорина – голос рассудка или души?», «Верно ли, что цель оправдывает средства?», «Какую пользу приносят обществу люди умные, а какую – добрые?» Разве не видна связь поколений? Мы до сих пор решаем те же проблемы, и ребята достаточно убедительно аргументируют свою позицию.

    Прошло много времени. Но и сегодня любят мои ученики классику. Среди любимых писателей и поэтов – И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, А.П. Чехов, М.А.Булгаков, А.С. Пушкин, М.Ю.Лермонтов и др. Конечно, классика – это не развлечение, не забава, а напряженный труд. Любовь к великой литературе никому не дается легко, ее нужно заслужить через духовный путь приобщения к тем ценностям и святыням, которые в ней заключены. Постигая их смысл, учащиеся развивают готовность и способность к духовному развитию, нравственному усовершенствованию, пониманию истинного смысла жизни. А потому сейчас, когда общество утрачивает нравственные ориентиры, путает безобразие с красотой, зло с добром важно прояснить в сознании подрастающего поколения немеркнующие и вечные духовно – нравственные идеалы классической литературы.

    Говоря об огромной роли в жизни школьника классической литературы, нельзя умолчать о жемчужине всей литературы – поэзии. Да, поэзии! Вечно молодой, трогательной, бесценной! Поэзия – вещь удивительная! Она заставляет по – новому смотреть на мир, дает возможность выразить чувства, которые накопились в сердце. Поэзия возвышает нас над миром повседневности, будничности и обогащает духовно. Она помогает нам стать добрее, решительнее, нежнее, мужественнее. У Маргариты Цветаевой есть такие строки: «Господи, Душа сбылась! Умысел твой самый главный…»

    Душа и нравственность – понятия неразделимые и вечные во все времена! И очень приятно осознавать, что в наше не столь простое время подрастающее поколение увлекается поэзией, любит ее, знает ее.

    Мои ученики всегда трепетно относились к поэзии, пусть не все, но многие. И сколько радости доставляли творческие пятиминутки в начале урока, чтение наизусть бессмертных строк величайших мастеров, анализ стихотворных произведений, где можно высказать и свою точку зрения.

    Поэтому, наверное, мои ученики с удовольствием, нет, с большим удовольствием принимают участие в конкурсах сочинений и художественного чтения. Не только принимают, но и занимают призовые места. Есть у меня такие ученики! Это В.Кнуренко (7к), М.Арсентьева (8к), В.Громакова (8к), и, конечно, Д.Сафонов (11к). Правда Данила, к моему сожалению, заканчивает школу, но, я уверена, что где бы ни учился, он не забудет поэзию, не угаснет в нем любовь к классике, к литературе в целом. А стихи в его исполнении будут радовать любителей поэзии долго – долго. Последний год учебы у него был очень насыщенным и плодотворным. Диплом 1 степени в региональном Всероссийском конкурсе литературно- художественного творчества «Шедевры из чернильницы», «Диплом 1 степени в районном конкурсе детского чтецкого искусства и патриотической песни «Россия, ты в сердце моем!», «Диплом 1 степени в региональном конкурсе «Удивительная классика» Управления культуры и архивного дела Тамбовской области ТОГБУК «Научно — методического центра народного творчества и досуга» . Победа в заочном конкурсе Всероссийского заочного этапа «Шедевры из чернильницы». И как награда за его беззаветную любовь к поэзии, литературе — участие в очном этапе данного конкурса — приглашение в г.Севастополь (июль-август).

    Очень приятно осознавать, что среди подрастающего поколения есть люди, которым можно передать накопленный опыт, любовь к литературе, а значит, и любовь к своему народу, к его культуре, к Отечеству.

    Уроки литературы — это, безусловно, уроки нравственности, ведь только литература и история формируют мировоззрение целого поколения.

    «Душа по капле собирает свет», - сказал один из поэтов.

    Так пусть же капель этих будет больше. И пусть СБУДУТСЯ Души учеников наших!

    Р.Хворостова

    учитель русского языка и литературы

    МБОУ «Жердевская СОШ №2

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie