Существует мнение, что все дети от природы гениальны, но практика всё-таки показывает, что не все дети таковы. Статистика утверждает, что только 4% детей являются одарёнными, т.е. яркие детские таланты встречаются довольно редко. В наших общеобразовательных школах в основном учатся дети при благоприятных условиях обучения, способные достичь хороших результатов в учёбе и другой деятельности. Но бывают и счастливые исключения, когда в классах встречаются ученики с высокими (по сравнению с большинством) интеллектуальными возможностями, с активной познавательной потребностью, восприимчивостью к учению, т.е. способные.
Проблема работы с одарёнными детьми в наше время актуальна и одновременно очень сложна.
С одной стороны, растёт потребность общества в неординарной творческой личности, т.к. в современном мире требуется не только высокая активность человека, но и его умение, способность к нестандартному поведению. К тому же рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей. С другой стороны, не секрет, что большинство наших школ ориентировано на обучение «середнячков», на то, чтобы слабо успевающие учащиеся смогли освоить базовый уровень. Именно им зачастую педагог вынужден уделять большее внимание на уроках. И это понятно: необходимо без двоек сдать ОГЭ, ЕГЭ, перевести ученика в следующий класс.
Сейчас уделяется серьёзное внимание обучению и воспитанию одарённых детей, являющихся существенным резервом развития и интеллектуальным потенциалом страны. Работа с ними, позволяющая раскрыть и развивать возможности творческой личности, становится одним из основных направлений государственной политики в области образования. Поэтому, одним из приоритетных направлений должно стать совершенствование уровня компетентности педагогов, который позволяет приспосабливать массовое обучение к индивидуальным свойствам каждого ребенка, предварительно изучив его особенности.
Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы, которая предполагает:
· воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества;
· учёт индивидуальных особенностей учащихся;
· разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.
Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Какого же ребёнка считать одарённым? Вообще существует две крайние точки зрения:
1. Все дети являются одарёнными.
2. Одарённые дети встречаются крайне редко.
В настоящее время одарёнными принято считать:
· детей с интеллектом выше среднего;
· детей с высоким уровнем творческих способностей;
· детей, достигших успехов в некоторых областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и т.д.);
· детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).
Выделяют следующие виды одарённости:
· одарённость в практической деятельности;
· одарённость в познавательной деятельности;
· одарённость в художественно-эстетической деятельности;
· одарённость в коммуникативной деятельности;
· одарённость в духовно-ценностной деятельности.
«Одаренные дети» — это особые дети. Чем же они отличаются от других детей?
Важной особенностью таких детей является их потребность, прежде всего в познавательной информации. Они охотно и легко учатся, отличаются остротой мышления, наблюдательностью, исключительной памятью, проявляют разностороннюю любознательность, часто «уходят с головой» в то или иное дело. Выделяются умением четко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому приложению знаний, проявляют исключительные способности к решению разнообразных задач.
Для них характерна острота восприятия окружающего мира, способность сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности, высокий порог восприятия, продолжительный период концентрации внимания.
Задача педагогов – понять таких детей, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Чтобы работать с одаренными детьми, нужна большая психологическая подготовка. Педагог должен понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых, которые призваны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей.
Какими качествами должен обладать учитель, работающий с одарёнными детьми?
Учитель должен:
-
быть доброжелательным и чутким;
-
разбираться в особенностях психологии одарённых детей, чувствовать их потребности и интересы;
-
иметь опыт работы в учреждениях для детей младшего и дошкольного возраста(в том числе и со своими собственными детьми);
-
иметь высокий уровень интеллектуального развития;
-
иметь широкий круг интересов и умений;
-
иметь помимо педагогического ещё какое-либо образование;
-
быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одарённых детей;
-
иметь живой и активный характер;
-
обладать чувством юмора(но без склонности к сарказму);
10. проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;
11. иметь творческое, возможно нетрадиционное, мировоззрение;
12. обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью;
-
иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одарёнными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний ёнными детьми.
Задачи, стоящие перед учителем:
– своевременное выявление одарённых детей;
– использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;
– отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в разных видах деятельности;
– организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности;
– развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.
Целостный подход к одаренному человеку, как к личности, необходим, чтобы реализовать его дар. В процессе целенаправленной деятельности, опирающейся на познавательные потребности детей, происходит развитие способностей.
Существуют разные формы и методы работы с одарёнными детьми, но на первый план выдвигается формирование интеллектуальных способностей. Независимо от уровня одарённости и даже уровня интеллектуальных возможностей, необходимо развивать их креативные качества. Важным условием является умение отыскать среди множества учеников талантливых детей. Процесс выявления одарённых детей основан не только на таких объективных данных, как уровень успеваемости, но и на опыте педагога, его интуиции. Эта задача – выявить как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов деятельности – является одной из важнейших в работе педагога, в том числе учителя гуманитарного цикла.
Мы, учителя русского языка и литературы, стараемся брать за основу технологию личностно-ориентированного обучения, используя на уроках русского языка, литературы проблемные ситуации, задания разноуровневые и поискового характера, направленные на развитие мышления, памяти, внимания, воображения, познавательной сферы…На уроках русского языка я использую традиционные и современные методы работы с детьми: исследовательский, поисковый, проектный, который не возможен без информационно-коммуникационных технологий. Стараюсь разнообразить уроки нестандартными и своеобразными формами работы, такими как:
-
дискуссии и диалоги;
-
творческие задания;
-
семинары, практикумы;
-
игровые задания, ребусы, викторины.
На таких уроках ребята учатся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения.
Очень важно для развития ребят и участие в предметных олимпиадах, так как это один из способов определения глубины интереса учащегося к предмету, выявления особых способностей к изучению определенной предметной области. Решение разнообразных филологических задач способствует развитию логического, аналитического и образного мышления.
К нестандартным заданиям этого типа относятся:
«Лингвистические угадайки»
Работа над нестандартными заданиями этого типа также связана с деятельностью учащихся по опознанию языковых явлений, но, в отличие от «перевода», они должны либо восстановить «первоисточник» по отдельным его деталям и признакам, либо «угадать» слово по его описанию. Полезность такой работы очевидна: обогащается словарный запас учащихся, развивается и совершенствуется чувство языка
Из нестандартных заданий этой группы можно отметить следующие:
-
угадывание слов по толкованию или по общему признаку;
-
расшифровка пословиц, поговорок, фразеологических оборотов по отдельным признакам;
-
разгадывание загадок.
«Лингвистические вопросы»
«Творческие задания»
Этот тип заданий связан с работой над комплексным анализом текста, его толкованием и оформлением, преобразованием. Такие задания требуют от учащихся умения анализировать текст, определять его особенности.
К заданиям этой группы относятся:
-
составление собственного текста;
-
редактирование чужого текста;
-
комплексный анализ текста;
-
составление дополнительного задания к тексту
Эти и другие задания способствуют углублению знаний по русскому языку обогащению словарного запаса учащихся, развивают смекалку, сообразительность, воспитывают «языковое чутьё». Использование нестандартных заданий обеспечивает развитие не только интеллектуальных, но и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности; нестандартные задания (шутки, ребусы, кроссворды и др.) требуют языкового анализа, а это один из эффективных методов обучения и развития.
Я стараюсь, чтобы мои ученики участвовали в фестивалях и конкурсах разного уровня, выставках творческих работ учащихся.
Внимательно изучив различные подходы в работе с одаренными учащимися, я для себя отметила, что перспективными для развития ребенка являются комплексные использования различных форм работы, методов диагностики одаренности и развития творческих, интеллектуальных способностей учащихся.
С этой целью на уроках применяем разноуровневые задания.
Например: разноуровневые задания по русскому языку в 5 классе по теме:
«Безударные гласные в корне, проверяемые ударением»
Б..лезнь, в…зать, д…лекий, зв…нок, к…нфета. к…лоть, л…вить, м…лок, ор…бетъ, п…тно, г…ристый, р…мень, м…лоток, схв…тить. отд…вать, ст…кан, ст…рый, т…желый, л..сной.
* Задание 1-го уровня
• Вставьте пропущенные буквы, выделяя часть слова с пропуском.
• Подберите к подчёркнутому слову 4—5 однокоренных.
** Задание 2-го уровня
• Выберите слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением, и напишите их вместе с проверяемыми словами.
• Подберите к выделенным словам по 2-3 однокоренных слова.
*** Задание 3-го уровня
• Сначала выпишите слова с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением, затем запишите слова, с непроверяемой гласной в корне слова. Обозначьте графически орфограммы.
• Над первыми 5 словами укажите сокращенно название частей речи.
По литературе
Н.С.Лесков. «Левша»
Уровень «1»
· Прочитайте сказку о Левше.
· Понравился ли этот рассказ вам, если «да», то чем? Какой эпизод вам запомнился? Проиллюстрируйте его.
· Почему сказка называется «Левша»? Придумайте свой заголовок.
Уровень «2»
· Что вы можете рассказать о Левше? Не напоминает ли вам рассказ о нем миф, если «да», то чем?
· Как вы думаете, кого на Руси называли праведниками? (Посмотрите в словаре значение этого слова). Является ли «праведничество» гарантией безгрешности? Так в чем же «праведность» Левши и его товарищей?
· Какой эпизод, на ваш взгляд, является главным в рассказе и почему?
· Какие два мира противопоставляет автор и с какой целью?
Уровень «3»
· Какие реальные исторические персонажи действуют в рассказе? С какой целью автор упоминает о них?
· Так почему же Лесков выбирает «сказовую» форму повествования?
· Подготовьте рассказ о писателе.
Для поддержки одаренных детей на уроках даём задания для развития творческого мышления, памяти, внимания и т.п.
Задания на развитие мышления
Например:
· Распределите данные слова по группам.
· Найдите «третий лишний» (присоединить, приключение, прервать ).
Задания на развитие воображения
Например:
· Нарисуйте иллюстрацию к…
· Нарисуйте портрет героя.
· Составьте маршрутный лист «Путь странствий…»
Задания на развитие памяти
Например:
· Письмо по памяти.
· Зрительный диктант.
· Свободный диктант
Задания на развитие внимания
Например:
· Какие средства выразительности позволили автору нарисовать…
· Прослушайте текст, выпишите из него все фразеологические обороты.
Задания на развитие познавательной сферы
Например:
· Дайте определение хорошо знакомому предмету, например, карандашу, пальто, автомобилю, и т.п. в художественном и научном стиле речи.
· Нарисуйте психологический портрет героя (оцените его поступки, речь…).
На уроках используем задания поискового характера, направленные на формирование умений добывать информацию, проводить самостоятельные исследования, формулировать и высказывать суждения. Это находит отражение в реферативных работах учащихся.
Некоторые педагогические технологии также могут способствовать развитию одарённых детей, их логического и ассоциативного мышления. Хочется поделиться своим опытом в решении данного вопроса.
При объяснении нового материала часто использую проблемную технологию, когда учитель не говорит учащимся готовые сведения, а предоставляет учащимся необходимый языковой материал, проанализировав который, они смогут сделать самостоятельные выводы.
Формулировка темы урока
Учитель: Сегодня урок наш необычен. Мы будем исследовать литературный жанр. Для этого нам нужно будет из настоящего отправиться в прошлое, а потом заглянуть в будущее…
(Выходит ученик, который вслух читает басню Крылова «Квартет»).
Учитель: Да, классик «дедушка Крылов»… (обращается к портрету). Вы – мастер. Николай Васильевич Гоголь не зря назвал вас «народным поэтом»: «Это наша крепкая рука, тот самый ум, который сродни уму наших пословиц». А.С. Пушкин заявлял, «что вы видите отличительные черты народа, в ваших нравах есть какое-то веселье, насмешливость и живописный способ выражаться!».
Постановка проблемной ситуации.
– Но живет ли ваше дело?
– И нужен ли будет потомкам древний язык Эзопа? Вот в чем вопрос?
Формулировка темы и цели урока.
– Ребята, попробуйте сформулировать тему урока, исходя из этого обращения?
Проблемными можно считать и задания типа:
5 класс
Объясните, почему так названы слова: перина, шиповник, пустырь. Расскажите об одном из этих слов по плану.
Секрет названия.
1.Почему этот предмет так называется?
2.Какая часть слова помогает объяснить название предмета?
3. Почему мы можем использовать корень для объяснения названия?
6 класс
Как правило, большой интерес у учащихся вызывает изучение лексики и фразеологии. Изучение фразеологии позволяет осуществлять межпредметные связи, развивает кругозор учащихся. Учащиеся получают задания объяснить значение и происхождение устойчивых сочетаний ,например: «танталовы муки», «сизифов труд».
Не все учащиеся возьмутся за решение этих вопросов, но найдутся и те, кому это интересно, кто обратится к словарям и справочной литературе, попробует произвести самостоятельный словообразовательный анализ (практикую подобные вопросы в качестве дополнительного домашнего задания). Затем учащиеся выступают со своими ответами перед классом, что всегда вызывает интерес и повышает статус данных ребят.
Чтобы работа носила проблемный характер, для сильных учащихся лучше формулировать тему нестандартно.
Продуктивные задачи:
Составьте опорную схему по творчеству одного из поэтов (писателей) XIX (ХХ) века.
Напишите современным литературным языком одно из произведений Ломоносова.
Сочините, используя современный материал, оду в стиле Ломоносова.
Представьте возможный жизненный путь Чацкого, перипетии его судьбы.
Сочините возможное письмо Чацкого к Софье до приезда в дом Фамусовых.
Придумайте лексические перевёртыши на известные строчки комедии «Горе от ума».
Сочините возможный диалог Евгения и Параши из «Медного всадника» накануне наводнения.
Пушкин писал о «дали свободного романа». Придумайте продолжение «Евгения Онегина».
Пушкин говорил по поводу романа «Евгений Онегин», что Татьяна помимо его воли «взяла и вышла замуж». Вследствие этого сюжет приобрёл определённую направленность. Сочините возможное развитие сюжета, если бы судьба Татьяны сложилась по-иному.
Если бы княжна Мери вела дневник, что бы она написала об истории с Печориным?
Сочините свою версию-предысторию отношений Веры и Печорина.
Сочините отрывок из возможного дневника Чичикова.
Чацкий: застрельщик, победитель или жертва? Соотнесите своё мнение с точкой зрения Гончарова в статье «Мильон терзаний».
Онегин – «лишний человек»? Или он становится «лишним человеком»? Обоснуйте свою точку зрения.
Сделайте сопоставительный анализ стихотворений Пушкина «Узник» и Лермонтова «Узник», «Желание».
Является ли Печорин виновником драматических событий? Ваше мнение.
Поэма «Мёртвые души» – это упрёк Гоголя современной Руси или изображённые «свойства русского человека»? Обоснуйте своё мнение.
Почему Гоголь, рассказывая предысторию Чичикова и Плюшкина, утаивает её, говоря о Манилове, Собакевиче, Ноздрёве, Коробочке? Попробуйте написать биографию этих героев.
Попробуйте продолжить враньё Хлестакова в «Ревизоре».
Напишите страничку из дневника Марьи Антоновны после известия о мнимом ревизоре.
Составьте опорный конспект на тему «Причины гибели Катерины».
Сочините свою версию истории замужества Катерины.
Подготовьте рассказ о Базарове от имени одного из героев романа «Отцы и дети».
Напишите от имени Е.Базарова неотправленное письмо Анне Сергеевне Одинцовой
Именно проблемная ситуация характеризует определенное психологическое состояние, которое возникает в процессе выполнения задания.
Считаю, что выявлению одарённости способствуют и уроки развития речи.
В 5-7 классах идёт практическое усвоение обучающимися системы речеведческих понятий : текст и его признаки; тема и основная мысль текста, план текста, виды и способы связей предложений в тексте, типы текста, стили речи, воспроизведение теста. В 8-9 классах приобретённые речевые умения совершенствуются при решении более сложных коммуникативных задач, связанных как с осмыслением прочитанного или прослушанного текста, так и с устным продуцированием своих высказываний. Уроки развития речи требуют соблюдения такого дидактического принципа, как от простого к сложному.
Постепенное нарастание сложности коммуникативных задач – необходимое условие успешности работы и с одарёнными детьми.
Также особое значение успешности уроков развития речи имеет учёт общепедагогических положений и принципов. Прежде всего хотелось бы остановиться на принципе креативности, который требует того, чтобы активность обучающихся не носила репродуктивный (воспроизводящий) характер, а была продуктивной, творческой.
Поэтому на уроках развития речи важно предлагать для решения коммуникативные задачи, с которыми ученики могут встретиться в жизни,
в естественных условиях общения. Например, формируя у обучающихся умение строить текст типа описания (5,6 класс), целесообразно предложить им реальную ситуацию, в которой потребуется это умение: «У вас пропала собака. Необходимо написать объявление о пропаже, описав внешний вид животного».
Или, работая над умением создавать текст типа рассуждение, ставлю перед ребятами задачу выступить с заметкой в школьной газете по одной из актуальных для конкретных условий проблем, например: «Я чувствую, что взрослею», «Иногда мне удаётся быть внимательным к людям», «Почему взрослые нас не понимают».
Развитие умения передавать информацию письменно позволяет создавать творческие работы в разных жанрах (сочинение в жанре дневника, сочинение-отзыв, рецензия и т.д.).
Особое внимание заслуживает жанр эссе. Привлекательны широкие возможности этого жанра в креативном плане: свободная композиция и неограниченность тематики. При организации первого сочинения в жанре эссе я исхожу из предположения, что для учащихся 9 класса следует предложить такие темы, по которым каждому из них есть что сказать: «Всё должно быть в меру», «Ты и улица», «Что такое вечность?».
Считаю, что уроки развития речи развивают образное видение окружающей действительности, воспитывают интерес к слову, способствуют развитию творческих способностей. В процессе творчества должны удовлетворяться и коммуникативные запросы учащихся, находить выход фантазия, воображение, стремление познать себя в окружающем мире. Моя работа направлена на повышение речевой культуры каждого ученика, на обучение высказываться в разных стилевых жанрах, на раскрытие их потенциальных возможностей, одарённости.
Интересна в этом плане работа по развитию речи, где можно предложить такие темы сочинений: «Чацкий. Победитель или побеждённый?», «Современны ли произведения А.С.Пушкина?», «Есть ли предопределение? Случайность или рок?» (по «Песни о вещем Олеге»);
«Можно ли отказать человеку в праве на существование?» (по повести Гоголя «Шинель»), для слабых традиционная тема «Тема маленького человека в повести Гоголя «Шинель». Такой вид работы активизирует и развивает мыслительные способности ученика, учит выстраивать ход рассуждения, позволяет высказать собственную точку зрения , развивает навык письменной монологической речи учащихся, заставляет задуматься над проблемами жизни, формирует мышление. Задача же учителя – дать грамотную консультацию учащимся при написании работы, помочь отредактировать и оформить работу.
Как любой учитель, стремлюсь к тому, чтобы домашнее задание было дифференцированным, включало в себя как обязательную часть, так и исследовательскую и творческую. Примеры исследовательских заданий были приведены выше. А в качестве творческого вида работы учащимся предлагается создавать лингвистические сказки, составлять кроссворды, делать иллюстрации.
Работа с одаренными детьми увлекательна, но и всегда предполагает очень большую ответственность. Если ограничиваться только рамками учебника, то одаренных ребят заинтересовать практически невозможно. От учителя требуется более углубленная подготовка к урокам, разнообразие методов и приемов объяснения материала. В поиске необходимой информации, подготовке учеников к олимпиадам, научно-практическим конференциям, в проведении нестандартных уроков, способных заинтересовать класс, бесспорно, очень помогают информационно-коммуникативные технологии.
Нами проводились в кабинете ИКТ уроки-обобщения изученной темы при подготовке одиннадцатиклассников к ЕГЭ .
Такие уроки в кабинете ИКТ способствуют, во-первых, большому охвату материала. Во-вторых, дают возможность подобрать дифференцированные задания и заинтересовать всех учеников. При этом осуществляется личностно-ориентированный подход к учащимся. В-третьих, заинтересованность учащихся достигается за счет того, что это новый для них вид работы, который к тому же обеспечивает прекрасную наглядность.
На уроках литературы интерактивная доска также помогает заинтересовать учащихся, сделать урок ярким, запоминающимся. Красочные портреты, репродукции, иллюстрации к произведениям, отрывки из фильмов – все это возможно увидеть и услышать на уроках литературы в кабинете ИКТ. Мною были проведены уроки по сказке К.Паустовского «Тёплый хлеб», по рассказу М.Шолохова «Судьба человека», по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Эти уроки произвели на учащихся большое впечатление и помогли показать как знание материала, так и в игровой форме закрепить его.
Большие возможности осуществлять работу с одарёнными детьми даёт внеклассная работа по предмету:
· проведение недели русского языка и литературы (выпуск газет, конкурсы, викторины, театральные постановки и т.д.).
· конкурсы чтецов
· научно-практические конференции
· олимпиады по предмету
· участие в конкурсах исследовательских работ
· конкурсы рисунков
· музыкально-литературные гостиные
Остановимся на олимпиадах, именно они позволяют выявить способных и одаренных детей. При подготовке к олимпиадам различного уровня мы обращаемся как к репродуктивным методам обучения, так и к тем, которые максимально развивают ученика. Что в максимальной степени зависит от учителя в подготовке к олимпиаде?
Это прежде всего развитие аналитических и творческих навыков. Учитель может сформировать навыки сравнительного анализа, интерпретации художественного текста, установление авторства текста путем работы над системой индивидуальных авторских кодов, учит грамотно выстраивать письменное монологическое высказывание, в котором ребенок учится через контекст выходить на подтекст.
Важную роль играет участие в различного рода конкурсах исследовательских работ, где ребенок в максимальной степени проявляет свои возможности, выступает в так называемой роли начинающего ученого. Анализируя и исследуя собранный материал, ученик может показать навыки и умения работы с научными статьями, справочной и научной литературой, словарями, различными видами художественных и литературных текстов.
Как музыкально-литературные композиции, так и конкурсы чтецов позволяют способным ученикам в максимальной степени раскрыть свой творческий потенциал: формируются навыки художественного чтения и актерской игры, которые возможны только при полном прочувствовании текста.
Участвуя в конкурсах рисунков, талантливые дети отражают свое видение предмета, проявляют свои художественные навыки.
Последнее время большие возможности для работы с одарёнными детьми предоставляют различные интернет-проекты по предметам. Ежегодно учащиеся нашей школы принимают участие в Интернет-олимпиаде по русскому языку, в проекте «Русский медвежонок».
Рассмотренные выше методы и приемы обучения нацеливают деятельность каждого учителя на поддержку познавательного интереса своих учеников, формирование потребности и способности личности к саморазвитию, создание максимальных условий для развития одаренной личности.
Работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для педагога.
Целенаправленная и системная работа всего педагогического коллектива по работе с одарёнными детьми:
· творческие группы
· прикладные курсы
· авторские программы
· учебно-методические пособия
· публикации учителей в областных и республиканских СМИ
-
направлена на развитие интеллектуального и творческого развития учащихся.
Литература.
:
Лосева А.А. Работа практического психолога с одаренными детьми подросткового возраста. Журнал практического психолога, 1998г. № 3.
Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. Вопросы психологии,1989г. № 6.
Журнал « Завуч школы», № 5, 2006г.
Журнал « Завуч школы» № 3,1997г.
Е. Тропп. «Я воспитываю одарённого ребёнка».
С. Лупан. «Поверь в своё дитя».
Г. Доман. «Гармоничное развитие ребёнка».
О. Боброва. «Эффективность работы с одарёнными детьми».